Банкротство физических лиц, к сожалению, является не дешевой процедурой. Полная стоимость процедуры банкротства гражданина без юридического сопровождения на данный момент времени составляет порядка 35-50 тысяч рублей. 22 июня 2016 года Государственная Дума в третьем чтении приняла, а Совет Федерации 28 июня 2016 года одобрил законопроект №985767-6, который затронул ряд сфер и не обошел стороной Федеральный Закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Законопроект еще не подписан Президентом РФ и не вступил в законную силу, но это вопрос времени, причем времени остается не так уж и много.
Ключевым в законопроекте для «потенциальных» граждан-банкротов является повышение размера вознаграждения финансового управляющего:
- с 10 тысяч до 25 тысяч рублей за одну процедуру (не в месяц);
- с 2% до 7% от суммы, вырученной от реализации имущества банкрота в соответствующей процедуре;
- с 2% до 7% от суммы, выплаченной кредиторам в процедуре реструктуризации долгов.
Причиной такого повышения стали массовые отказы финансовых управляющих браться за банкротство физических лиц. Об этом мы уже писали в статье «Почему финансовые управляющие отказываются банкротить физических лиц?». Низкое вознаграждение вынуждало финансовых управляющих вступать в «теневые» расчеты с должниками, добирать вознаграждение дополнительными юридическими услугами, либо вовсе отказываться от процедур банкротства граждан. Но даже сумма в 25 тысяч рублей вряд ли заинтересует финансового управляющего, т.к. фронт скрытой от должников работы велик и таит в себе множество сюрпризов. К примеру, казалось бы элементарная операция по снятию денежных средств со счета должника выливается в мытарства: счет арестован, сотрудник банка не понимает почему они должны выдавать деньги «какому-то финансовому управляющему» без доверенности, финансовый управляющий вступает в переписку с банком, Центробанком. Ключевая проблема, что институт банкротства граждан очень молод, и на местах еще не разработаны инструкции для правильного и быстрого взаимодействия с финансовыми управляющими.
Финансовым управляющим законопроект тоже «усложнил жизнь»:
- взнос финансового управляющего в компенсационный фонд СРО увеличился с 50 до 200 тысяч рублей;
- обязательная для финансовых управляющих страховка должна покрывать не 3, а 10 миллионов рублей, что существенно увеличивает затраты финансового управляющего на ежегодное страхование своей ответственности;
- СРО обязали «добрать» с финансовых управляющих дополнительные денежные средства в компенсационный фонд.
В общем, «гайки затянули» и банкротам, и финансовым управляющим. «Входной билет» за банкротством в Арбитражный суд теперь будет стоить не 16 тысяч рублей (6000 – госпошлина, 10000 – на депозит суда на вознаграждение финансового управляющего), а 31 тысяча рублей (6000+25000). В связи с этим, мы в ближайшее время пересмотрим график оплаты юридических услуг по банкротству физических лиц.