Судебные приставы и финансовый управляющий в процедуре банкротства
Полномочия и особенности взаимодействия
Должники боятся коллекторов. Они настойчиво звонят, пишут гадости в социальных сетях и даже могут приехать. Однако их полномочия ограничены только общением. Да, оно может быть грубым и навязчивым, но они не могут арестовать, описать или продать Ваше имущество. Все это делают судебные приставы-исполнители.
Устав от непосильного кредитного бремени, горе-заемщики подают на банкротство. Закон обещает им, что коллекторы перестанут звонить, а исполнительные производства будут приостановлены или окончены. И на страже закона в процедуре банкротства стоит финансовый управляющий.
Взаимодействие с приставами
После того, как:
-
заявление гражданина признано обоснованным и введена процедура реструктуризации долгов,
-
гражданин признан банкротом и введена процедура реализации его имущества,
исполнительные производства должны быть приостановлены или окончены. Если с официального дохода происходили удержания, то они должны прекратиться.
Из этого правила есть исключения, которые описаны в статье 213.11 Федерального закона №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Это требования:
- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью,
- по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
- об устранении препятствий к владению указанным имуществом,
- о признании права собственности на указанное имущество,
- о взыскании алиментов,
- а также об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства .
По таким исполнительным документам исполнение не приостанавливается.
Это по закону. А что на практике? Единицы судебных приставов оперативно реагируют на направленные судом определения и запросы финансовых управляющих. Судебная практика знает десятки тысяч случаев, когда удержания в процедуре продолжаются месяцами. И это создает множество проблем.
Распределение денежных средств
В банкротстве распределением средств среди конкурсных кредиторов занимается финансовый управляющий. Удержания и перевод денежных средств судебными приставами в адрес отдельных взыскателей нарушают логику процедуры и баланс интересов кредиторов.
Дефицит конкурсной массы
Удержанные деньги должны были попасть в конкурсную массу, т.к. они отражаются в справках о доходах. Финансовый управляющий направляет судебным приставам требование вернуть средства. Если деньги не были возвращены добровольно, то истребование происходит в судебном порядке. Подобные разбирательства занимают очень много времени и надолго затягивают процедуру.
Нередки случаи, когда финансовый управляющий вынужден направлять жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя его вышестоящему руководству или в суд.
Розыск имущества
Есть еще одна особая плоскость взаимодействия финансового управляющего и судебных приставов - розыск отсутствующего имущества. Бывает, что у банкрота по документам есть собственность, но он не знает, где она. Чаще всего речь идет об автомобилях, которые были проданы, но не поставлены на учет новым владельцем.
Розыск отсутствующего имущества проводят судебные приставы. Вносится соответствующее постановление, которое утверждается старшим приставом. Розыскные мероприятия могут проводится сотрудниками ФССП самостоятельно, а могут с привлечением других ведомств и своих территориальных подразделений. Информация о результатах розыска передается финансовому управляющему, как и обнаруженное имущество.
Несмотря на то, что согласно Федеральному закону №127-ФЗ все мероприятия, направленные на погашение задолженности и расчеты с кредиторами, выполняет финансовый управляющий, работа судебных приставов продолжается параллельно. Это не всегда правомерно, и часто приводит к спорным ситуациям, которые приходится разрешать в судебном порядке. Однако после окончания процедуры, когда финансовый управляющий освобождается от своих полномочий, судебные приставы снова могут начать взыскание. Но такое происходит только, если от исполнения конкретного обязательства банкрота не освободили, или кредитор решил действовать не слишком добросовестно.